(интервью с Sonic Youth, май 1985) Как и большинство независимых американских групп (с такими замечательными названиями, как Jody Foster's Army – «Армия Джоди Фостер», непереводимое «Rat At Rat R», «Salem '66 – Салем '66», Tar Barbies – «Смоляные барби» среди прочих) Sonic Youth, упорно занимающиеся своим делом уже четыре года, не очень-то вписываются в хорошо смазанную машину индустриального рока. Несмотря на пренебрежительное к ним отношение со стороны гуру музыкальных рок-критиков Роберта Кристгау из The Village Voice, «Соники» невероятным образом перетянули на свою сторону новую аудиторию по всей Северной Америке и Европе благодаря сумасшедшей поддержке со стороны фэнзинов и альтернативной музыкальной и художественной прессы.
Этот скромный и весьма забавный квартет возглавил Неделю Рока в Институте Современных Искусств и представил публике песни с нового 12-дюймового лонгплея «Bad Moon Rising» и следующего за ним сингла «Death Valley 69» (записан совместно с Лидией Ланч), выпущенных на лейбле Blast First.
Басистка Ким Гордон утверждает: «Не думаю, что кто-либо из нас хотел быть в этом деле только ради денег и славы». В случае с «Сониками» музыкальные влияния не выставляются напоказ, но и не отвергаются критично. Финальная часть «Society is a Hole» содержит отрывок песни “Not Right” из репертуара Iggy и The Stooges – возможно, первый известный рок-музыке прототип хаотичного гарбэдж-метала во всей его красе.
«Это та музыка, которая нам нравится сейчас и которую мы любили в детстве», – подтверждает долговязый светловолосый гитарист Тёрстон Мур. «На нас также оказывают влияние некоторые современники, вроде Saccharine Trust, а не только the Velvet Underground. Так что время не является ограничивающим фактором».
И всё же, в лагере Sonic Youth сходятся на преобладающем в Нью-Йоркской сцене отсутствии чувства гордости. Представляют ли Sonic Youth угрозу для отупляющего видео-уродства в лице MTV и цитата: «политики выступления в модных клубах вроде Danceteria или Peppermint Lounge»? Могут ли они в самом деле быть оставленным на задворках отпрыском Кристгау?
«Мы никогда не пытались наладить связь с the Voice», – объясняет Ким. «Отчасти, суть в том, что у Кристгау были проблемы с Ноу-вейвом пару лет назад. На одном из концертов его избил Джеймс Чанс. В результате, он отказывается рецензировать что-то даже минимально связанное с ноу-вейвом, вроде Гленна Бранки или Лидии Ланч».
Гитарист Ли Ранальдо когда-то играл с Гленном Бранкой. Он поясняет: «Нас интересуют возможности извлечения звуков из гитары, баса и барабанов такими способами, какие еще не были исследованы в полной мере, как нам этого хотелось. Нас интересуют структурированные звуки и такие слияния инструментов, которые не вписываются в стандартные рамки, где есть ритм и лид-гитары и дополняющая их ритм-секция.
“В нашей музыке есть проникновенность, настроение и лирическое наполнение, присущие рок-музыке. Мы не играем арт, нойз или экстремальный рок. Мы просто занимаемся своим делом”.
Многие песни строятся вокруг взаимоотношений между музыкантами, инструментами и оборудованием, в частности звукоусилителем. Все гитары дешёвые, жалкие и потрёпанные. Иногда звукоусилитель выступает в качестве основной части композиции. Фидбек ещё никогда не был таким завлекающим.
«Гитара – это не просто инструмент, а скорее связующее звено. Есть гитара, шнур и звукоусилитель, которые соединяет электричество. Инструмент не заканчивается там, где гитара встречается с проводом. Он начинается в колоноках, откуда исходит звук. Мы любим представлять, что играем
на своих усилителях. Это нормальное явление в рок музыке. Хендрикс был одним из немногих гитаристов, знающих об этом».
С более чем серьёзным видом «Соники» настаивают на том, что являются такими же типичными представителям американской нации, как Спрингстин или даже Принс.
«Что касается культурной принадлежности, – продолжает Ли, – мы только что открыли для себя, что мы американцы. Гастролируя по Европе последние несколько лет, мы ещё больше убедились в этом, заметив культурные различия. Но кричать о патриотизме не в нашем стиле».
Название новой песни «Satan is Boring» на обратной стороне сингла «Death Valley» указывает на то, как группа видит культ поклонения дьяволу среди подростков на Среднем Западе.
Тёрстон: «Эта песня о подростках, которые слушают Оззи Осборна и AC/DC. Эти группы верны своему стилю и увлекаются сатанизмом и прочей ерундой. На Лонг Айленде были ребятки, которые устраивали сатанистские ритуалы под наркотиками. Они по-настоящему принесли в жертву и убили парочку своих друзей».
«В итоге их поймали. Таких детишек показывают в вечернем выпуске новостей, и некоторые из них походят на вашего младшего брата, которого, улыбающимся, привели в полицейский участок в маленьком городке в футболке с Оззи Осборном».
Композиция «Death Valley '69», написанная Лидией Ланч, вдохновлена альбомами “Helter Skelter”, “The Family” и автобиографией Романа Поланского. Ким, которая родилась и выросла в самом центре Лос-Анджелеса, до сих пор вспоминает волны страха на пике нападений Мэнсона.
«Одна из девушек моего брата была убита семьёй Мэнсона. Сегодня разгуливает очень много людей, похожих на него и страдающих комплексом Христа. Этот период истории поглотил нас. Он стал концом этого утопического идеала. В то же время утопическое понятие общности продолжает жить. Песня «Death Valley» – это наша интерпретация истории в противовес тому, как она отображается в средствах массовой информации».
Тёрстон и Ким продемонстрировали футболки с изображениями Мадонны и Принса во время выступления в Институте Современных Искусств. В ответ на вопрос о своих прикидах, все четверо одновременно подняли руки, обнажив официальные браслеты с Мадонной – разноцветные и очень пластичные.
«Мы реально тащимся от Мадонны, Принса, Синди Лопер и Брюса», – поведал Тёрстон. «Мы приравниваем их по тяжести к Husker Du. Для нас они одинаковы. Это всё сплошной мультик».
«На днях мы кому-то ныли о том, что было бы классно увидеть фото участников Psychic TV в футболках с Мэнсоном. А почему нет? Я к тому, что жизнь – это одна сплошная шутка, а мы её кульминационный момент»
https://www.youtube.com/watch?v=Va3vnZJcPc8 В The Washington Post отметили, что этот малобюджетный фильм стоит где-то между документалистикой и пародией. Эдакая смесь фильма «Роджер и я» Майкла Мура и фильма «В постели с Мадонной». В журнале The Austin Chronicle пожаловались на перепады в качестве звука, а также на само качество съёмки и монтажа, после которых, по мнению издания, может заболеть голова. Общий итог — 3,5 звезды из 5. В своей ретроспективной рецензии журнал Exclaim! отмечал, что с высоты сегодняшнего дня в этом фильме интересней наблюдать за группой Nirvana, на которую ещё не свалился тот успех, что придёт после альбома Nevermind. Сайт Public Transportation Snob уточняет: группы Babes in Toyland и Gumball сейчас забыты, Sonic Youth современная молодёжь может считать «отстоем», даже несмотря на то влияние, которое они оказали на музыку, но на группу Nirvana смотреть по прежнему интересно. В FilmReel.com также заметили, что сейчас этот фильм не для всех и будет интересен только фанатам Sonic Youth и Nirvana